Ryanair: история отношений лоукостера с Украиной

Экономика

Сегодня состоится довольно знаковое событие для Украины: официально объявят о том, что ирландский лоукостер Ryanair будет летать с территории нашей страны. Для многих путешественников, да и для людей, которые частенько вынуждены летать по делам — новость более чем приятная. «Вести» решили вспомнить историю взаимоотношений Ryanair с Украиной. 

Ирландский лоукостер Ryanair в 2017 году собирался запустить из Киева рейсы по четырем направлениям (в Эйндховен, Лондон, Манчестер и Стокгольм), а из Львова — по семи направлениям (в Эйндховен, Лондон, Берлин, Будапешт, Мемминген, Краков, Вроцлав). Причем даже назывались довольно точные даты: конец сентября — начало октября. 

Первый самолет авиакомпании Ryanair прибыл в Украину, в киевский аэропорт Жуляны, еще 14 марта прошлого года. Планировалось, что рейсы ирландский лоукостер будет совершать из столицы и из Львова.  Минимальная заявленная цена авиабилета составляла порядка 570 грн в одну сторону. 

Буквально через пару месяцев ирландский лоукостер Ryanair официально объявил, что передумал выходить на украинский рынок. Эксперты, опрошенные «Вестями», заявляли, что одной из причин ухода был интерес их конкурента, а также, что это может быть всего лишь игра со стороны лоукостера. 

В пресс-службе лоукостера виновным в том, что сотрудничество не срослось, называли аэропорт «Борисполь», так как он «встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами, включая «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и лишил украинских пассажиров доступа к дешевым авиабилетам. «Мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций…» — заявлял главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О’Брайен.

Глава «Борисполя» Павел Рябикин в свою очередь, обвинял Ryanair в том, что лоукостер ходе переговоров выдвинул невозможные условия. В частности, авиакомпания хотела бесплатную аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, 60-дневную отсрочку кредитования от аэропорта и выплаты им 35% прибыли от продаж магазинов дьюти-фри, закрепление пассажирского сбора в сумме $7,5 на четыре года, а также чтобы рассмотрение споров происходило только в Лондонском арбитраже.

При этом многие эксперты не исключали: заявление об уходе со стороны Ryanair всего лишь способ давления на украинских чиновников и руководство «Борисполя» с целью выторговать наиболее выгодные условия для себя. «Они прекрасно понимают, как сейчас важны Украине любые позитивные истории, поэтому будут прессовать по максимуму», — рассказал «Вестям» внештатный профессор Киевской школы экономики и бывший гендиректор Uber в Украине Аркадий Вершебенюк. По его словам, Ryanair уже не раз прибегал к подобной практике в других странах.

Райннэйр обслуживает свыше 1600 направлений между 180 аэропортами в 28 европейских странах и Марокко, совершая более 1600 рейсов в сутки. Как правило, компания использует аэропорты, которые находятся на значительном расстоянии от крупных городов (например, аэропорт Франкфурт-Хан отдален от Франкфурта на 140 км). Все это позволяет «райанам» поддерживать стоимость билетов на минимальном уровне.

Ранее у Ryanair уже случались скандалы в других странах. Один из свежих случаев произошел в прошлом году в Норвегии, где авиакомпания не договорилась из-за налогов. Еще раньше похожий скандал случился в Марселе. Также Ryanair настаивает на своих правилах при наборе персонала за рубежом. Два года назад ирландцы ушли из Дании из-за отказа нанимать там сотрудников по местному законодательству. 

Пару лет назад случился скандал с аэропортом шотландского Эдинбурга, с которым «райаны» разругались из-за платы на пользование аэропортом и сократили рейсы. Не складывается у компании в последнее время с Италией, им не нравится, что местные власти повышают налог на каждого пассажира с €6,5 до €9. В авиакомпании итальянцев критикуют, дескать, они сами себе «стреляют в ногу».

Пожалуй, единственный, кто не терял оптимизма в сложившейся ситуации, был министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. «Я считаю, что Ryanair имел все основания и возможности в сентябре этого года начать полёты из аэропортов «Борисполь» и «Львов». Но мы столкнулись с искусственными преградами… Однако я должен всех разочаровать — Ryanair полетит из Украины. В следующем году точно, — заявил он вскоре после того, как ирландский лоукостер громко хлопнул дверью.

Собственно говоря, это и произошло. На последнем заседании Кабмина премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что аэропорт «Борисполь» договорился с лоукостером Ryanair. Ожидается подписание контракта. Для остальных авиаперевозчиков в аэропорту будут снижены цены на обслуживание.