Философские проблемы науки и технологии

Полезные новости


40

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

Философские проблемы науки и технологии

Учебно-методическое пособие для магистрантов

химико-технологических специальностей

Москва

2012

УДК 5

ББК 20

Ф 56Составитель: к.ф.н., доц. А. А. Мартиросян

Рецензент:

Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений

С. В. Коняев

Ф 56 Философские проблемы науки и технологии. Учебно-методическое пособие для магистрантов химико-технологических специальностей/ сост. А. А. Мартиросян . – М.:

РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2012 г., 46 стр

Данный курс предполагает, что магистранты уже ознакомлены как с основами философии (общий курс философии), так и с важнейшими вехами этапами развития естествознания в ходе изучения истории химии и химической технологии.

Пособие включает в себя программу лекционного курса, темы семинарских занятий с необходимой литературой, рекомендуемые темы рефератов и список экзаменационных вопросов. Целью курса является изучение и понимание основных философских проблем, порождаемых развитием современного естествознания. Это не только вечно актуальная проблема взаимоотношений между естественными науками и философией, но и, прежде всего, те сложности и затруднения, с которыми сталкиваются фундаментальные науки о природе и которые не могут быть решены исключительно средствами этих наук. Именно тогда эти проблемы приобретают философский характер, а их решение предполагает объединение усилий философов и естествоиспытателей.

Предназначено для магистрантов химико-технологических специальностей РХТУ им. Д. И. Менделеева

С Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Введение в философию науки………………………………. 4

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ………………………………..6

ТЕМА 3. АНТРОПОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ……………………………..10

ТЕМА 4. МЕТАФИЗИКА НАУКИ ………………………………………………..13

ТЕМА 5. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ………………………………………………….….16

ТЕМА 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ……………………………………………….20

ТЕМА 7. АКСИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ…………………………………..23

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………………….…..29

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………………..33

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ….36

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ НАУКИ (4 часа)

  1. Исторические формы взаимодействия философии и естествознания.

  2. Возникновение философии науки.

  3. Позитивистская программа изучения науки и ее итоги.

  4. Фальсификационизм Поппера.

  5. Постпозитивистские концепции науки и их ограниченность.

  6. Современные методологии философского изучения науки.

Методические рекомендации к самостоятельной работе:

Вопрос 1. Обратите внимание на 3 исторические формы взаимодействия философии и естествознания: раннюю – их взаимопереплетение и развитие в синкретическом единстве; обособление и отчуждение естествознания в классический период, особенно в XIX в., и интенсивное взаимодействие философии и науки в неклассический период. Что стало причиной преодоления этого отчуждения? Ответ – в словах А. Эйнштейна, утверждавшего, что революция в физике – это проблема логическая, а не собственно физическая. Отсюда можно сделать вывод – потребность в философском осмыслении науки особенно сильна в период ее трансформации.

Вопрос 2. Следует определить причины и условия возникновения философии науки, разграничения научного познания от познания вообще. Это было связано с усложнением характера научного познания в результате революции XVII в. Немаловажным фактором стал также отказ философии ХIХ в от конструирования натурфилософских концепций.

Вопрос 3. Чем объяснить оглушительный успех позитивизма в ХIХ – начале ХХ в. среди естествоиспытателей? Не является ли позитивизм вообще и неопозитивизм в частности философской версией стихийно складывающегося представления ученых о своем ремесле? Различные версии позитивизма и классический эмпиризм, есть ли принципиальные отличия? Может ли в принципе эмпиризм преодолеть скептицизм Юма?

Вопрос 4. К. Поппер весьма остроумно заметил, что сколь угодно большое, но конечное число подтверждающих фактов все же не доказывает общее утверждение. Однако достаточно одного противоречащего факта, чтобы это общее утверждение опровергнуть. На этом фундаменте (принцип фальсификации) он строит свою концепцию. Но на самом ли деле она противоречит позитивистской трактовке науки? Что общего между неопозитивизмом и философией Поппера? Каков реальный итог развития философии науки Поппера?

Вопрос 5. Достоинства и недостатки постпозитивистских концепций (Кун, Лакатос, Тулмин, Поляни, Фейерабенд). Дискуссия о внешних и внутренних факторах развития науки – к чему она привела? Действительно ли можно понять историю науки, ее развитие, анализируя динамику взаимодействия эмпирических и теоретических структур науки?

Вопрос 6. Ключевой момент – необходимость комплексного подхода к изучению науки на основе принципов историзма и активности субъекта научного познания. Наука должна пониматься не просто как знание, а как сложная социальная подсистема, в которой знание – один из элементов. Объективация и мистификация знания (наподобие попперовской эпистемологии без познающего субъекта) не дают возможности понять действительные механизмы и противоречия, служащие движущей силой прогресса науки. Главное из этих сил – противоречие между логическими стандартами и идеалами научности и реальным состоянием научного знания.

Вопросы для размышления:

  1. Нужна ли философия науки для развития естествознания?

  2. Ученые далеко не всегда отказываются от теории даже при обнаружении противоречащих ей фактов. Почему?

  3. Является ли история науки эмпирической базисом философии науки?

ЛИТЕРАТУРА

    1. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1974.

    2. Ильин В.В. Философия и история науки. – М., 2005.

    3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000.

    4. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.

    5. Философия для аспирантов: учеб. пособие/ Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Изд. 2-е – Ростов н/Д., 2003.

    6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

    7. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие: Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. – М., 2010.

    8. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1995, № 4.

    9. Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. – М., 1998.

    10. М.Поляни. Личностное знание. – М., 1985.

    11. Современная философия науки. – М., 1996.